Восстановить?

Что мы теряем

В том случае, если эпидемия свиного гриппа перерастет в пандемию, мировая экономика понесет серьезные потери. По словам экспертов Всемирного банка, если заболевание достигнет масштабов “испанки” 1918 года, то мировая экономика потеряет $3,1 трлн, сократившись на 4,8% в течение первого года распространения пандемии.

В том случае если свиной грипп достигнет уровня азиатской лихорадки 1957 года, то глобальный ВВП снизится на 2%. Ну а если пандемия повторит по своим масштабам эпидемию гонконгского гриппа, вспыхнувшую в 1968 году, мировой ВВП потеряет 1%. Пандемия свиного гриппа нанесет большой финансовый ущерб туристическим фирмам, отелям, авиакомпаниям, а также компаниям, занятым в области транспортных услуг и розничной торговли.

Все попытки победить кризис пока напоминают отчаянные метания жителей горящего города. Американцы включили «печатный станок», пытаясь победить кризис теми же методами, которыми его спровоцировали. Континентальная Европа предпочитает пустить ситуацию на самотек и не допускать масштабной эмиссии (хотя Европейский Центробанк все же был вынужден выдать более 400 млрд евро коммерческим банкам для поддержания их ликвидности).

Япония пребывает в полном параличе: Токио надеется на перезапуск экономического роста в США или Китае, своих идей у них нет. Россия превратилась в «мировую кочегарку», скатившись по структуре промышленности к передовым странам Африки и Ближнего Востока. У лидера Латинской Америки – Мексики – треть сельхозземель занята наркотическими культурами, а сама страна все больше напоминает Афганистан.

Спекулянты мечутся из иены и доллара в нефть и акции, пытаясь сохранить свои виртуальные миллиарды. Идей, как поддерживать существующее потребление на докризисном уровне, нет. Эпоха дешевых кредитов уже прошла — теперь остается только раздавать деньги «даром» (пока «бесплатные деньги» получают только финансовые институты).

Разочаровавшись в Америке, бизнес все чаще поглядывает на Китай. Правда, экономический рост Поднебесной уже привел к взлету цен на продовольствие, сталь, нефть и другие сырьевые товары в 2005-2008 годах. Все больше экономистов приходит к выводу о том, что высокие цены на сырье повлияли на начало рецессии в 2008 году не меньше, чем остановка кредитного механизма. Могла ли мировая экономика развиваться при ценах на нефть в $148 за баррель, зафиксированных прошлым летом? Да и в этом году, несмотря на самый жесткий спад в мировой промышленности за последние 50 лет, цены на нефть превышали $70 за баррель. Так что «китайский путь» тоже ведет в тупик.

Могильщики капитализма достали из запасников Карла Маркса и торжественно ввели в аудитории престижных бизнес-школ. Его высказывание о том, что национализация банков — первый шаг к наступлению коммунизма, воспринимается впечатлительными американцами как пророчество. Барак Обама управляет экономикой «в ручном режиме» — это было немыслимо для США еще какой-нибудь год назад.

Между тем, представляется, что главная проблема не в крахе капитализма. Экономисты слишком погрязли в экономике — иначе они бы вспомнили о таком понятии, как энтропия. Камень превращается в песок, песок в пыль, звезды гаснут, а планеты разрушаются. Это необратимый процесс. Чтобы ему противостоять, необходима информация. Система только тогда может развиваться, когда получает информацию извне. В кибернетике есть правило, которое гласит: «В любой замкнутой информационной системе энтропия может только нарастать»….выводы сделаейте сами.

Оставить комментарий или два